Чем полезна для детей игра в пазлы?
Пазлы — увлекательнейшая детская игра, при которой из нескольких деталей собирается единая картина. Этот вид мозаики, пришедший к нам с Запада, популярен не только среди детей; взрослые также охотно принимают участие в разгадывании головоломки. Для детей пазлы — не только развлечение, но и полезное, развивающее занятие. Одно лишь становление мелкой моторики, прямо влияющей на речевой центр — повод включить пазлы в обязательный набор детских игр, но они формируют еще целый ряд полезных навыков.
В чем польза для детей от собирания пазлов
Пазлы способствуют всестороннему развитию ребенка, в частности:
- Улучшают цветовое восприятие, зрительно-моторную координацию;
- Развивают умение соотносить часть и целое;
- Улучшают внимание и память;
- Учат продумывать стратегию процесса складывания, что помогает развить логику и образность мышления;
- Прекрасно тренируют мелкую моторику, что в будущем позволит легче овладеть письмом;
- Длительная кропотливая работа формирует усидчивость, терпение, настойчивость, умение доводить начатое до конца.
- В процессе игры совершествуется фантазия, внимание к деталями, воображение, пространственное мышление.
- Ребенок учится самостоятельно принимать решения, не прибегая к помощи взрослых.
Какой возраст наиболее подходит для освоения пазлов?
Обычно знакомство с пазлами происходит в трехлетнем возрасте. Но для более гармоничного развития мелкой моторики можно предлагать простейшую мозаику из картинок и ранее 3 лет.
На первом году жизни ребенок активно познает пока еще незнакомый мир с помощью органов чувств — зрения, слуха, осязания, и посредством эмоционального контакта с взрослыми, особенно с матерью. Он может внимательно наблюдать за тем, как взрослый или старшие дети складывают пазлы, разглядывать отдельные детали, а интерес и радость играющих стимулирует желание попробовать свои силы.
В 1-1,5 года ребенок может сам собрать элементарную картинку из 2-4 частей. При этом он знакомится с изображением различных предметов, которые нужно собрать, учится определять расположение элементов пазла по отношению друг к другу, развивая, таким образом, навыки пространственного ориентирования и логического мышления.
Для занятий с ребенком 1,5-3 лет простые бумажные пазлы хорошо разнообразить досками-вкладышами. В этом возрасте приходит понимание того, как соотносятся форма детали и отверстие вкладыша, как взаимосвязаны фигура и ее контур. Начинается активное развитие тонкой пальцевой моторики.
Дошкольник 4-8 лет — это создатель и творец. Дети овладевают активным конструированием, пробуют создавать фигуры или вещи полностью с "нуля", без образца перед глазами. Познание внутренней логической связи предметов — важное условие формирования образного мышления.
Младшему школьнику пазлы и головоломки помогают справиться с творческими заданиями, где неизвестен алгоритм решения, учат нестандартному мышлению.
Каким требованиям должны соответствовать детские пазлы?
Пазлы для "начинающих" предельно просты и содержат всего 2-4 крупные детали, которые хорошо стыкуются; еще лучше, если они плотно фиксируются при сборке, чтобы ребенок не разрушил картинку, случайно задев ее. Очень удобны пазлы, которые собираются в специальную рамку.
Не менее важен и материал, из которого сделана игра. Качественные бумажные или картонные пазлы всегда толстые и прочные. На деревянных деталях недопустимы зазубрины на боковинах. Рисунок — обязательно четкий, крупный и яркий.
В качестве рисунка для малышей предпочтительны яркие, уже знакомые предметы. Трехлеткам будут интересны несложные сюжеты, к примеру, иллюстрация к любимому мультфильму или прочитанной родителями сказке. Детям постарше в сюжет можно включить развивающие элементы — буквы, цифры, животные, растения, природу. Они помогут в игровой, непринужденной форме начать знакомство с окружающим миром.
Пазлы относятся к развивающим играм, и как все развивающие игры, требуют обязательного присутствия взрослых на занятиях! Именно взрослые члены семьи побуждают малышей осваивать новые сферы деятельности и игрушки. Маленькому ребенку чаще всего неинтересно собирать пазл в одиночестве. Но если это начнет делать кто-то из родителей или старших детей, малыш обязательно заинтересуется процессом и захочет принять активное участие.
Записей не найдено.